Интересный парадокс: в нашей стране, на большей территории которой снег лежит по семь месяцев в году, кондиционеры в машинах сегодня значительно шире распространены, чем предпусковые подогреватели двигателя и салона. Видимо, «пар» летней жары все же сильнее ломит кости, нежели гимнастика с «кривым стартером» и другими пусковыми ухищрениями на утреннем морозце.
В Северной Европе (где зимы, кстати, значительно мягче, чем у нас в Сибири и даже в средней полосе России) предпусковые подогреватели появились на автомобилях более 30 лет назад. Успешно работает в этой области норвежская компания ДЕФА (DEFA) - ныне ведущий в мире производитель электрических систем подогрева. Начинала фирма в 1946 году с... игрушек. Оказалось, что они были необходимы измученным войной людям, вселяли оптимизм и уверенность в завтрашнем дне. Переход к автомобильным системам был в чем-то закономерен: согласитесь, приятно завершать день теплой мыслью о том, что завтра, несмотря на мороз, машина вновь заведется без труда... Наряду с подогревателями в программе компании ударопрочная светотехника (DEFA Quality Lighting) и охранные электронные системы четвертого поколения DEFA.
Устройство систем подогрева ДЕФА, на первый взгляд, несложно, однако конкурировать с ними почему-то удается немногим. Читатели журнала наверняка запомнили почти курьезную публикацию о том, как один умелец приспособил для подогрева «Тосола» обычный бытовой кипятильник. Взгляните на «дефовский» нагревательный элемент - он явно напоминает хорошо знакомый ТЭН. Только вряд ли с его помощью удастся приготовить чай или кофе - теплоотдача у прибора совершенно иная.
Тщательно продуман не только этот весьма важный параметр, но и расположение элемента в системе охлаждения. Как правило, он врезается (ввинчивается, запрессовывается) в блок цилиндров - например, на «Жигулях» устанавливается с натягом вместо одной из технологических заглушек. Иногда, впрочем, для подогревателя приходится отливать специальный корпус по месту, если конструкция или компоновка двигателя не позволяет внедриться в рубашку или патрубки системы охлаждения. Дополнительные насосы, прокачивающие жидкость, не применяются - конвекция нагретого антифриза достаточно интенсивна. Всего фирмой разработано более 180 подогревателей для более 800 типов двигателей!
Однако
ДЕФА Warm Up - это не только подогреватель «Тосола». Пока он работает, другой прибор системы наполняет теплом промерзший за ночь салон. На выбор
предлагаются разные варианты обогрева салона . И тот и другой имеют как интенсивные, так и экономичные режимы работы, а то и вовсе могут быть легко отключены.
Впрочем, экономить-то особенно нечего, ведь система ДЕФА Warm Up работает от бытовой электросети и не только не «ест», но еще и подзаряжает подсевший за холодную ночь автомобильный аккумулятор с помощью компактного зарядного устройства. Оно настолько мало, что разместится даже в самом тесном моторном отсеке. Остается лишь задать время включения и продолжительность работы системы на электронном блоке управления (размером с автомобильные часы). Если вы выберете автоматический режим, умная ДЕФА еще и сама измерит температуру воздуха, чтобы не «переработать». В оттепель подогревателю достаточно потрудиться не более полутора часов, в стужу - часа три. За это время разность температур внутри и снаружи автомобиля достигнет 40-50 градусов. Перегрев двигателя исключен, а об исправности электропроводки должны позаботиться установщики и, конечно, сам владелец машины.
WARM UP!
«Вам не надоело всю зиму садиться в обледенелый и промерзший автомобиль?» - таков рекламный слоган ДЕФА. Пора согреть ваши сердца не только приятным теплом салона, но и значительными преимуществами теплого пуска двигателя. Знаете ли вы, сколько бензина буквально вылетает в трубу, пока машина густо дымит, прогреваясь морозным зимним утром? Проведенные тесты показали, что использование подогревателя мотора при -2°C позволяет экономить 0,3 л топлива на первые 6 км пути после холодного пуска. Таким образом, при 300 холодных пусках вы сэкономите 90, а при 500 - целых 150 литров бензина!
А сколько поистине драгоценного металла истирается в порошок, пока загустевшая смазка разойдется по каналам? Изотопное исследование масла из двигателя, не оборудованного, а затем оборудованного подогревателем (этому интересному эксперименту надо было бы отдельную статью посвятить), наглядно показало: в результате каждого холодного пуска при -15...-20°С двигатель изнашивается так же, как при пробеге 500-600 километров. Наконец, пресловутое СО: пущенный прогретым, мотор выбрасывает в воздух в 5-6 раз меньше вредного монооксида углерода, чем пущенный холодным...
Яркие
фотографии в фирменных проспектах хороши, но очень хотелось, что называется, гусиной кожей ощутить разницу между холодом снаружи и теплом внутри машины. Увы, норвежское лето предоставляло прямо противоположную возможность. Однако...
В Технологическом институте Осло есть помещение, где сымитируют любую погоду и даже влажность (правда, без настоящих осадков), независимо от той, что на дворе. Именно здесь примерно за сутки до нашего приезда заморозили «Опель-Астру», оборудованную системой подогрева ДЕФА Warm Up. Для наглядности распылили в воздухе воду, и машина заиндевела в точности, как после зимней ночи под окном. Пять датчиков - два снаружи, один в рубашке охлаждения двигателя и два в салоне - показывали примерно одинаковую температуру -12°С. Желающие охотно проверили это на себе, зайдя в камеру из двадцатиградусной жары на улице. Как говорится, мало не показалось...
Включили подогрев. Из самописца поползла «чековая лента» с показаниями датчиков: пять новых цифр каждую минуту. Собственно, менялись только три из них, поскольку «забортная» температура оставалась прежней. И на наших глазах со «скоростью» 0,2-0,5 градуса в минуту температура в двигателе и салоне начала расти...
Сначала это было заметно только на ленте. Битый час вглядывались мы в молочно-белое ветровое стекло, словно играя в игру - кто первый заметит проталину. И тут увидели - только не на стекле: люк в крыше почти очистился! Затем оттаяло стекло водительской двери... а вот и пятно на ветровом (спустя примерно полтора часа). Ждем для верности еще немного, температура в салоне достигает 15 градусов... пора! Самые нетерпеливые садятся в машину (а внутри тепло!) и пускают мотор... гм, да он словно только что остановлен! «Дворники» одним взмахом сметают со стекла остатки изморози...
А в памяти невольно всплывали зимние воспоминания, рассказы «бывалых». Один поливал кипятком примерзшие «дворники» - и ветровое стекло треснуло. Другой едва не устроил пожар под капотом, утепляя двигатель старой телогрейкой. Третий неудачно разбавил загустевшее масло бензином и поплатился за это крупным ремонтом мотора... Выходит, всего этого можно избежать?
zr.ru
ПИШИТЕ НАМ: